iDance.ru
ПОИСК НАЙТИ
iDance.ru - настоящее интернет-издание о современных танцах
ГлавнаяВсе статьиФорумЧатСсылкиКонтактыКарта сайта Новые статьи
Афиша
Школы танцев
Онлайн консультация
Онлайн школа
Танцевальные стили
Музыкальные стили
Интервью
Фото
Стафф
Пригласить друга
E-mail друга
Проекты iDance

Стань звездой iDance!

Пишущие школы танца

Конкурсы школ танца




29.10.04

Статьи / Танцевальные стили / Танец живота

Комментарии к статье (0)

СРЕДНЕВОСТОЧНЫЙ ТАНЕЦ: ДУХОВНЫЕ СВЯЗИ



Осенью 2000 года вышла в свет книга «The Belly Dance Book», содержащая в себе несколько частей, которые написала я. К несчастью, она была опубликована на основании ранних набросков вместо последних версий материала. Здесь я рада представить вам часть из книги, которая должна была быть опубликована вместо того, что вышло.



И во времена древних шаманов, и в десятилетия мощных хоров госпела, и в наши дни движение подчас интегрировано в духовные практики. На Среднем Востоке есть несколько традиций спиритуального движения. Многие современные танцоры используют движения как средство духовного самопроявления. Одни одалживают их у традиционных средневосточных форм, другие используют современные танцевальные движения, чтобы создать совершенно новые духовные практики. Люди часто называют их «трансовыми танцами», но более точным описанием, скорее, будут «двигательные медитации» или «ритуалы».

Традиции двигательного медитирования

В традициях Среднего Востока и Северной Африки спиритуальное движение принимало различные формы. Население этих регионов совершает ритуалы по сей день. Танцовщица Морокко из Нью-Йорка пробыла определенное время на Среднем Востоке, изучая танцевальные традиции, и поделилась приобретенными знаниями со средневосточным танцевальным сообществом.

Гуэдра (Guedra)

В Марокко гуэдра исполняется в качестве ритуального благословения. Согласно устному преданию, возраст данной практики составляет много тысяч лет. Гуэдра является частью традиций кочевников туарегов, за цвет одежды участников получившей название Голубые Люди (Blue People). Эти люди красили одежду порошком индиго, который заодно покрывал и тела. «Гуэдра» - классическое арабское обозначение котелка или кастрюли, которую использовали Голубые Люди. Они натягивали кожу поверх этой кастрюли и били по ней, как по барабану, и это также называлось «гуэдра». Наконец, термин «Гуэдра» обозначает как сам ритуал благословения, так и женщину, которая его совершает.

Основные движения гуэдра делает руками и пальцами. Члены ее большой семьи аккомпанируют ей барабанной игрой, базирующейся на сердечном ритме, хлопаньем и хоралами. Повторяющиеся звуки и движения вводят гуэдру и зачастую нескольких аккомпаниаторов в транс.

Как и во множестве других эзотерических традиционных практик, гуэдра начинает танец с «признания и благодарения» четырех сторон света. Она также признает и благодарит огонь (солнце), землю, ветер и воду. По мере развития ритуала она может повторять эту часть. Большая часть ритуала состоит из благословений и благих пожеланий всем присутствующим (людям и духам), реализующихся в движениях пальцев. Через некоторое время гуэдра опускается на колени и в таком положении завершает ритуал. Если исполнять танец собирались несколько женщин, та, которая закончила, уходит из центра круга, а ее место занимает другая. Начавшись, гуэдра может продолжаться много часов.

Зар (Zar)

Это практика катарсического эмоционального исцеления или «экзорцизма», изгнания нечистой силы; ритуал, нацеленный на определенный одержимый субъект, обычно женщину. Формально запрещенный исламом, он тем не менее по-прежнему является неотъемлемой частью некоторых культур. Встречается главным образом в Египте, Судане, Сомали и Эфиопии. В Тунисе зар имеет другое название: стамбали (stambali).

Аккомпанемент zar’а состоит из мощных барабанных ритмов, каждый из которых предназначается для конкретного духа. Поиск ритма, подходящего для изгнания его из одержимой – важная часть ритуала. Иногда в ходе ритуала совершается жертвоприношение курицы, голубя, овцы или другого животного.

Хадра (Hadra)

Это часть церемонии братства суфиев Aissawa; в ее основе лежит другой ритуал экзорцизма. Начинается он с импровизированной вокальной работы, затем в ход вступают бендиры (рамочные барабаны с резонирующими струнами) и тариджа, очень маленький барабан. Ghaita (напоминает гобой) создает мелодию. Люди, принимающие участие в ритуале, поначалу двигаются медленно, затем одновременно с музыкой повышают темп движений и наконец впадают в трансовое состояние.

Кружение (Whirling)

Образ кружащегося дервиша покорил воображение всего мира. Исламские секты Mevlevi и Jerahi – два примера организаций, которые используют кружение в качестве религиозного инструмента в спиритуальной групповой практике, известной как Sema. Те, кто принимают в ней участие, достигают «улучшенных состояний сознания», своего рода экстаза.

Во время кружения человек держит обе руки вытянутыми в стороны, правую – немного выше плеча, левую – немного ниже. Ладонь правой руки направлена к небу, чтобы принять благословения небес, ладонь левой – вниз, чтобы передать их земле. Расфокусированное зрение предотвращает тошноту.

Новые спиритуальные практики

После того как люди Америки и других западных стран освоили средневосточный танец, многие из них нашли способ объединить его с собственными духовными практиками. Хотя некоторые используют традиционные средневосточные спиритуальные формы, описанные выше, все же большинство создали особые методики исследования духовного мира.

Большинство западных танцоров, которые прибегают к танцу как к спиритуальной практике, сегодня делают это, абстрагируясь от конкретных религий и вероучений. Лидерами в деле совмещения духовности и танца в наше время являются Delilah, Z-Helene, и «Goddess Dancing».


Delilah, «Goddess Dancing» и Helene


Для Delilah духовная сторона танца существовала и существует всегда. Не было «первого» опыта общения с ней. Саму творческую силу Delilah расценивает как нечто глубоко духовное. «Необходимость в духовной связи в беллиденсе проистекает из того, что личность находится в поиске и жаждет глубоких смыслов. Все это напрямую противоречит поверхностным замечаниям о танце как сугубо физической культуре или способе ублажить мужчину. Этот танец питает и тело и душу».

Delilah расценивает гуэдру, зар и другие традиционные средневосточные практики как движение, интегрированное в духовную среду. Чтобы танец превратился в духовное занятие, не обязательно следовать правилам одной из этих традиций. Связь с духовностью – это не что-то, что надо найти и использовать. Это нечто незыблемое, вечное. И вот совет Delilah всем, кто хотел бы исследовать духовное измерение своего танца: «Открой свое сердце».


Delilah


Однако в определенном контексте танец может расцениваться как составляющая основного потока западных религий, и многие танцоры, которые их исповедуют, ищут способы объединения танца и конкретной религиозной духовности. Так, например, лютеранская и епископальная конфессии христианской религии продвинулись в использовании литургического танцевания перед алтарем во время церковных служб. Хотя «литургические» танцклассы средневосточных танцовщиц основаны на движениях, термины которых находятся в словарях балета и модерна, некоторые из них успешно принимаются конгрегациями как литургический танец. Разумеется, танцовщицы при этом не используют костюмы с оголенной талией для танцевальных клубов, и весь дух танца проникнут сугубо религиозным поклонением.

Исполнительные искусства у алтаря долгое время поддерживает и унитарная церковь. Я видела, как в качестве части служения унитарной церкви исполнялись народные танцы Восточной Европы, и знаю, что многие унитарные конгрегации благосклонно относятся к артистам средневосточного танца.

Средневосточный танец воспринимают как элемент особых мероприятий даже более консервативные конфессии христианства: проводятся приходские шоу талантов, на рождественских праздниках танцуют «пастушки», исполняются праздничные танцы на службах вербного воскресенья и т.д. Зачастую ключом к доверию и уважению прихожан являются соответствующие ролям библейские костюмы и сценические настроения.



Многие современные язычники, которых немало и в сообществе средневосточного танца, привносят в свои духовные практики свои же танцевальные таланты. Некоторые из них изучают ритуалы Среднего Востока и используют в повседневной жизни их модифицированные версии.

Некоторое количество духовных экзерсизов создала Delilah. Она использует их на мастер-классах и на выступлениях в больницах и домах престарелых. К их числу относятся, например, платковая терапия, платковое оригами, круговой балади и другие.

Я видела, как в одном очень интересном калифорнийском шоу Bonney Grey исполняла на благо женщинам, у которых настали тяжелые времена, танец «Blessings of the Moon Goddess». Всеобщая радость была почти осязаема. Bonney Grey танцует «Blessings» всегда в маске и в легком, струящемся костюме. Придуман этот танец был после того, как Bonney побывала на Бали. Тамошние жители считают, что, надевая маску, вы вызываете духа.

Группа «Goddess Dancing» из Бостона рекламирует себя тем, что, якобы, дает «белли-благословения». А Dhyanis из Сан-Франциско спонсирует «The Living Goddess», ежегодное танцевальное мероприятие - оно происходит в период летнего солнцестояния и в нем принимают участие самые разные артисты средневосточного танца.

Многие танцующие испытывают чувство глубокой духовности даже если сознательно его не ищут, просто благодаря самому процессу танцевания. Танцовщица, назвавшаяся An., сказала: «Мне кажется, танец притягивает не только материальных зрителей. Я называю их Свидетелями. Я почти чувствую, как эти безмолвные осторожные первосущества, вызванные барабанами и силой движения, собираются вокруг меня. Обычные зрители - тоже архетипы. Здесь Юноша, там - Возлюбленные, рядом - Старейшина Племени, тут – Дитя. Даже Плут с нами! Это плачущий ребенок, или малыш, только-только начинающий ходить. Дева, Мать и Старуха всегда приходят на танец».



Благодарности

Впервые статья появилась на сайте Suite101 18 мая 2001 года.

Я очень признательна Морокко (Carolina Varga Dinicu) за то, что она охотно поделилась со мной знаниями в области средневосточного танца и ритуальных традиций. Почти вся информация из раздела «Традиции двигательного медитирования» - ее.

Также хочу поблагодарить многих танцовщиц, которые поделились со мной секретами своих духовных путешествий в мир танца, особенно Delilah, первую, указавшую мне на многие возможности таких путешествий, и «Inanna sisters», которые некоторое время путешествовали вместе со мной.

Источник: www.shira.net, автор: Shira

Перевод: iDance

Фото:
www.suzahna.com, www.helene-eriksen.de, www.taus.it, www.visionarydance.com, www.abda.org, www.thegoddessdancing.com, www.manhattanmotion.com, www.muralist.org, www.kindredspirit.co.uk

Комментарии к статье (0)


Рейтинг: 2.3/5 (проголосовало 93)

Без разрешения администрации копирование переводных статей и собственных статей авторов iDance запрещено


Eric Negron: «Вы должны тренироваться до изнеможения – другого пути к вершине не существует»
Просмотров: 26718
Дата: 17.05.12

M357 Battlezone 2012: Immortal, SDK preselection Russia
Просмотров: 26242
Дата: 23.04.12

UK: «Я просто выбрал свой собственный путь и много, много, много тренировался каждый день, чтобы получить то, чего хочу – именно поэтому я здесь сейчас»
Просмотров: 27266
Дата: 23.04.12

DASS 2012: Зимняя школа Академии Танца
Просмотров: 25196
Дата: 18.04.12

Funkin Stylez Russia
Просмотров: 24842
Дата: 14.11.11

Лучшие статьи
Светлана Абрамцова: "У меня есть дар. Я способна раскрыть человека"
Просмотров: 78773
Дата: 11.04.06

Lets krump!
Просмотров: 71034
Дата: 21.02.06

Танцы VS фитнесс
Просмотров: 63687
Дата: 26.10.04

Juste Debout 2006: Дебют Петра Никитина
Просмотров: 53067
Дата: 04.05.06

Фоксы: «В подъездах ночевали, не ели, не пили, не спали»
Просмотров: 52749
Дата: 13.03.06

Rambler's Top100 Model-357.ru





Реклама на сайте © Copyright 2004-2010 iDance.ru |