iDance.ru
ПОИСК НАЙТИ
iDance.ru - настоящее интернет-издание о современных танцах
ГлавнаяВсе статьиФорумЧатСсылкиКонтактыКарта сайта Новые статьи
Афиша
Школы танцев
Онлайн консультация
Онлайн школа
Танцевальные стили
Музыкальные стили
Интервью
Фото
Стафф
Пригласить друга
E-mail друга
Проекты iDance

Стань звездой iDance!

Пишущие школы танца

Конкурсы школ танца




10.10.04

Статьи / Танцевальные стили / Танец живота

Комментарии к статье (0)

ТАНЕЦ БОГИНИ, СВЯЩЕННЫЙ ТАНЕЦ



Это краткое исследование связей танца живота с его древними предками – танцами доступа или общения с силами вселенной. Это всего лишь теория, и пожалуйста, не воспринимайте ее как стопроцентную реальность.

Мифы

Для начала обратим внимание на четыре главных мифа, связанных с происхождением беллиденса:

Беллиденс появился на рынках рабынь. Это подразумевает, что рабынь учили танцевать, чтобы продать подороже. Но вопрос остается открытым – откуда взялись движения?



Женщины в гареме танцевали, чтобы снискать расположение султана. Вспомним, что гаремы переходили к каждому завоевателю после победы над предыдущим хозяином, вот почему число женщин в них было так велико. Александр Великий, победив персидского короля, унаследовал от Дария 350 женщин. Далеко не все из них были юными и красивыми, встречались старухи и дети. Гаремы составлялись из женщин, чей брак с властелином скреплялся печатью переговоров, женщин-трофеев завоеваний, женщин, ставших наложницами, чтобы выжить – и все они оставались в гареме до самой смерти. Хотя вероятно, что некоторые женщины гарема танцевали, скорее всего, они не «соревновались» за фавор хозяина. И снова вопрос – откуда взялись движения?

Беллиденс – это экзотичный танец стриптизерш. Некоторые стриптизерши берут уроки танца живота, и да, они используют его движения в своем искусстве. Но это не означает, что беллиденсерши и стриптизерши – одно и то же. Два этих искусства уникальны и обособлены, хотя в них могут встречаться одинаковые движения – и, наблюдая за национальным соревнованием стриптизерш, я признаю, что эти дамы с легкостью исполняют некоторые движения, требующие такого атлетического проворства, какого у беллиденсерш нет. Но это другой разговор. Традиционный беллиденс – уникальная форма искусства с неясным происхождением, обычно исполняющаяся на сцене или в ночном клубе посредством особых движений под живую музыку с особыми ритмами и мелодиями, которые основаны на традициях. Беллиденс подходит для всех членов семьи и его легко переделать в театральное шоу. И снова спросим – так откуда взялись движения?

Беллиденс – это танец, который женщины танцуют для мужчин. К сожалению, в некоторых странах женщины выступают в смешанных группах. Согласно моим арабским источникам, «правильные» женщины танцуют вместе, и их танец является общественным занятием, но они не выступают в присутствии мужчин; исключения иногда составляют свадьбы. «Правильная» женщина, танцующая на свадьбе, не выступает в костюме, но может повязать на бедра платок. Мы можем развеять этот миф, заявив, что беллиденс – это танец, созданный женщиной для того, чтобы танцевать с другими женщинами. Однако вернемся к этой идее… нам могут возразить, что, возможно, в далеком прошлом женщины исполняли этот танец для мужчин, поскольку он имеет отношение к человеческой сексуальности. Но тогда в равной степени вероятно, что этот танец танцевали и мужчины и женщины и для мужчин и для женщин – по той же причине человеческой сексуальности. Но важно помнить, что наши культурные сексуальные традиции не являются и никогда не были универсальными.

Вероятная история

Возможно, беллиденс появился до Всемирного Потопа в виде танцев плодородия и транса, исполнявшихся женщинами для женщин в присутствии женщин. Эти танцы могли исполняться, чтобы гарантировать изобилие земли и домов ее обитателей или в качестве средства связи с могущественной Богиней. В этом случае они, скорее всего, создавались как религиозная практика и выражение женской созидательной силы. Их также могли создать для провокации и выражения сексуального экстатического неистовства в религиозных ритуалах, позволяющих соединиться с Богиней и/или ее супругом.


Венера. Женщина в культе плодородия


Любой, кто практиковал транс-танцевание, знает, что оно позволяет придти в такое состояние, при котором боль не чувствуется, а эйфория замещает контакт с реальностью. В таком состоянии становятся доступны другие уровни сознания, и, вероятно, открывается доступ к универсальному знанию. Для людей, плохо сведущих в естественных науках, земля была местом, полным магии и тайн, а те, кто могли давать жизнь – женщины – проводниками божественной энергии.

Все древние культуры, по-видимому, главным образом были связаны с женским божеством. В Европе, Азии, Америках, на Среднем Востоке и в Африке древние люди поклонялись и благодарили Женщину-Творца, создавшую вселенную и ее законы. Она правила природой, судьбой, временем и вечностью, мудростью, любовью, рождением и смертью, и множество ее имен отражали это в себе. В результате мировых исследований мифологии богини пришли к выводу, что у каждого континента, почти у каждой нации в самые ранние времена существовала фигура Женщины-Творца. В Уре это была Великая Матерь, Создательница. В Шумере ее называли Нидаба. В Вавилоне – Иштар, Богиня Вселенной. В Египте богиню называли «Она, заставляющая мир вращаться». В Греции Великую Матерь также называли Пророчицей, и места пребывания ее жриц исследователи обнаруживали повсюду. Первоначально большинство оракулов в Греции и древней Македонии были посвящены Богине, и только позднее – мужским божествам. В Полинезии богиню считали как творцом, так и разрушителем, а в Южной Америке ее называли «Единичность, которая содержит все Двойственности» ("the Oneness that Contains All Dualities"). В Северной Америке богиня была Женщиной-Мыслью, Матерью Рэгно (Ragno), Хранительницей Благостного Пути и Женщиной-Землей. Одна, она имела тысячу имен, которые до сих пор отдаются эхом в наших мифах: Апсу, Энноя (Мысль), Аруру, Инанна, Амент, Лилит, Аматерасу, Скади, Артемида, Немезида, Нзамби и так далее.


Древнешумерские изваяния Лилит


И сегодня «земля-мать», Гайя, сохранила имена богини. Континенты Европа, Азия и Африка носят их, ими названы Ливия, Лидия, Анатолия, Шотландия, Скандинавия, Ирландия и другие земли. Эти имена принадлежали богиням задолго до того, как стали принадлежать народам. От иудео-христианской Хохмы (богини мудрости) до японской Аматерасу, от греческой Великой Матери до карибской Йемайи - у каждой страны, каждого народа, каждой культуры есть мифология, частью которой является женское божество.

Оглядываясь на прошлое, важно смотреть глазами того времени и того места. Когда люди плохо понимали природу размножения, логично было предполагать, что Создатель - женщина, ведь именно женщина приносит в мир новую жизнь; и женщина-вождь, женщина-жрец, женщина-законодатель и женщина-хранитель общественного порядка тоже не выбивались из логики. Все это предполагало не матриархат (женское старшинство), но некий род партнерства или равенства, и указывало на матрифокальное (женщина в центре внимания) или матрилинейное общество (в таком родство и наследование велось по линии матери).

Несомненно, многие древние культуры были матрилинейны или матрифокальны. Считается, что Уром, Шумером, Финикией, Критом и другими странами первоначально правили классы жриц-королев, отвечавшие за правосудие, плодородие земли и продолжение людского рода. Мужчины, женившиеся на этих королевах, часто были временными мужьями, сочетавшимися в священном браке (hieros gamos); они знали, что брак этот часто заканчивается ритуальным жертвоприношением мужчины (1). Со временем священный брак стал символическим и вместо мужчины в жертву стали приносить его замену – быка. Riane Eisler в своей книге «The Chalice and The Blade» исследует переход от матрилинейных/матрифокальных культур к патрилинейным/патриархальным. По прошествии времени значимость роли, которую женщина играла в религиозной и правительственной жизни страны, значительно снизилась.

Интересно, что у многих культур существуют системы мифов, отсылающие ко временам, когда мужчины «вырывали власть из рук женщин», и теперь они должны «не позволить женщинам ее украсть». В действительности легенды о «лунных женщинах», или амазонках, появились еще задолго до того, как греки описали племена женщин-воинов (2). Племена, поклоняющиеся богине, обнаружены в Анатолии, Африке и черноморских регионах: теперь их считают возможными основателями древнего Крита и Миноса (3). Считается, что эти амазонки правили большей частью Азии. Также считается, что они могли завоевать Каппадочию, Самофракию, Лемнос и Лесбос и основать города Смирну, Эфес, Цимес, Мирину и Пафос, а также многие другие (4). В Северной Европе также обнаруживаются доказательства существования правящих женщин – викингов и ирландок (5). В связи с этой древней мифологией, или примитивной памятью, которая, вероятно, служит сегодня причиной разнообразных проблем и предубеждений относительно пола, мы подчиняемся скорее старому мифу-конфликту, нежели здравому рассуждению о мужчинах и женщинах как о паритетных партнерах. Какова бы ни была наша ориентация или пол, мы все - партнеры в деле выживания нашего вида и должны дать отвод, избавиться от пережитков и старых страхов.


Изображение амазонок на древнегреческом краснофигурном сосуде


Поклонение богине, возможно, было первой системой верований и ценностей до-потопного времени (до Великого Потопа). Женщины дают жизнь и питают ее. И было справедливо видеть верховную силу именно в женщине. Считалось, что женщины творят наравне с Богиней, которая обладает властью восстанавливать процесс жизни. Таким образом, существовала убежденность, что у них есть особенные узы с Создательницей и способности общаться с нею и понимать ее желания. Толковать желания богини и применять их знание на пользу людям или для свершения правосудия было их обязанностью. (А сейчас, перед тем, как говорить, что все это неразумно, замените везде слово «женщина» на «мужчина» и вспомните о современных религиях – и вы разделите со мной надежду, что когда-нибудь в наших богах будут жить и мужчина и женщина – или не будет ни того, ни другой). Это не означает, что мы должны поставить знак равенства между тем, как могли править эти жрицы и тем, как люди религии сегодня обращаются со своими приходами. Нет. Мы должны смотреть собственными глазами и помнить, что не можем принимать за истину все.

Скорее всего, женщины создали и исполняли священные танцы для связи с богиней. Даже сегодня танец во многих культурах используется, чтобы войти в транс и облегчить контакт с высшими силами. Священные танцы были ритуальны по самой своей природе, и их повторяющиеся движения помогали достигать трансовых состояний. Народные танцы современности сродни им – они содержат повторяющиеся движения, гипнотизируют и хвастаются историей такой же древней, как у беллиденса.

Поскольку плодородие, выращивание зерна, воспроизведение животных и людей было критически важно для выживания, другие танцы создавались и танцевались, чтобы прославлять сексуальные связи или содействовать им. (Мне кажется, женщины весьма быстро поняли, откуда берутся дети!). Эти танцы были связаны с ритуалами рождения/размножения и для облегчения предродовых, родовых и послеродовых состояний повышали мускульную силу, а также укрепляли сообщества женщин. Если наши предки похожи на современных людей племени, то в силу того, что эти танцы служили конкретным целям или касались конкретных сторон существования Великой Матери, можно предположить, что матери обучали им дочерей или «непосвященных» молодых женщин, которые могли присоединяться – а могли и отказываться. А еще раньше в некоторых культурах, похожих на североамериканскую культуру бердашей, существовали особые классы мужчин – считалось, что они связаны с волшебством. Они, может, и не умели давать жизнь, но определенно поклонялись высшей силе, поэтому вполне возможно, что эти мужчины внесли свой вклад в будущие женские ритуалы.


Древнеегипетская жрица


Богини не хранили целибат, ведь их главная функция заключалась в обеспечении плодородия и хорошего размножения. Говорят, что с развитием цивилизации в строившихся для богинь храмах некоторые жрицы стали исполнять роль священных проституток. Хотя нынче ведутся споры о том, получали они там удовольствие и делали все добровольно, или же нет, доказано, что патриархальными религиями эти ритуалы плодовитости осуждались – но не из сострадания к женщинам. Дело в том, что более древние религии, которые притягивали племенного человека, ослабляли контроль над населением и делали невозможной проверку линий родства на «чистоту». При патриархальных религиях многие богини стали изображаться «демонами» или были магическим образом «превращены» в мужские божества, при этом большая часть их привлекательности и власти над людьми, естественно, терялась. Многие ритуальные танцы стали считать «злом» и низвели в популярности, хотя танцевание на свадьбах сохранилось.

Хотя позже, во время гонений на религии, во многих странах ритуальные танцы были запрещены, беллиденс ушел в «андеграунд», где и выжил. Этот танец оказался слишком древним, слишком большим куском человеческого существа, чтобы умереть. Столетиями он развивался, обзаводился новыми особенностями и теперь превратился в современный танец живота – с движениями, которым сотни лет. Сегодня беллиденс празднует свои древние корни. Это по-прежнему танец женщин, созданный женщинами, хотя исполнять вековые движения нравится и мужчинам. И мужчины и женщины продолжают увеличивать количество танцевальных приемов, возможностей танца, вновь пробуждают присущую женскому полу силу и исследуют двойственную природу двух полов. Изучая движения древнего придворного танцевания мужчин, мы также объединяем их в нашем искусстве.

Далек ли сегодняшний беллиденс от той древней формы? У нас есть «традиционные» стили, синтезированные стили, племенные стили, национальные стили – подозреваю, это во многом напоминает прошлое, прошлое с огромным числом танцовщиц, танцующих огромное число танцев! И не существует «древних, аутентичных способов», или «правильных», или «способов по истории».

Но беллиденс по-прежнему – танец «богини», по-прежнему священный: он происходит из нашего естества, так же как и в момент его создания. Священная сущность отражена во всех наших танцах, наше внутреннее бытие в них проистекает наружу и выражается через движение. Ответственность танцовщицы – танцевать именно так, чтобы вызвать в зрителе уважение, пробудить магию, тайну и могущество танца. В беллиденсе есть выражение для всех человеческих чувств – радости, печали, гнева, страсти – и примеры всех женских жизней – от ребенка к девушке, от девушки к матери, от матери к старухе.



Беллиденс – это танец Жизни!

Библиография:
(1) Walker, Barbara, "The Woman’s Encyclopedia of Myths and Secrets", Harper San Francisco, 1983, pg. 403
(2) Ibid. pg 24
(3) Ibid. pg 24
(4) Ibid. pg 24
(5) Ibid. pg 24
(6) Ibid. pg 24

Источник:

Ne-Kajira Jannan
Prima Beladi
Контакт: alayka2000@yahoo.com

Перевод: iDance

Фото: www.we3bellydance.net, www.jblstatue.com, www.members.aol.com, www.spauda.lt, www.showcase.netins.net, www.nhm-wien.ac.at

Комментарии к статье (0)


Рейтинг: 2.3/5 (проголосовало 165)

Без разрешения администрации копирование переводных статей и собственных статей авторов iDance запрещено


Eric Negron: «Вы должны тренироваться до изнеможения – другого пути к вершине не существует»
Просмотров: 36205
Дата: 17.05.12

M357 Battlezone 2012: Immortal, SDK preselection Russia
Просмотров: 35241
Дата: 23.04.12

UK: «Я просто выбрал свой собственный путь и много, много, много тренировался каждый день, чтобы получить то, чего хочу – именно поэтому я здесь сейчас»
Просмотров: 34786
Дата: 23.04.12

DASS 2012: Зимняя школа Академии Танца
Просмотров: 32501
Дата: 18.04.12

Funkin Stylez Russia
Просмотров: 32284
Дата: 14.11.11

Лучшие статьи
Светлана Абрамцова: "У меня есть дар. Я способна раскрыть человека"
Просмотров: 85868
Дата: 11.04.06

Juste Debout 2006: Дебют Петра Никитина
Просмотров: 59363
Дата: 04.05.06

Танцы VS фитнесс
Просмотров: 71742
Дата: 26.10.04

Lets krump!
Просмотров: 78674
Дата: 21.02.06

Фоксы: «В подъездах ночевали, не ели, не пили, не спали»
Просмотров: 58834
Дата: 13.03.06

Rambler's Top100 Model-357.ru





Реклама на сайте © Copyright 2004-2010 iDance.ru |